В современной России, как и во многих других странах, растет общественное признание того, что зародышу должна быть предоставлена законодательная защита. Бурное развитие медицины в ХХ в. делает все более очевидными антинаучные основания действующего законодательства, регламентирующего уничтожение начавшейся человеческой жизни. Научные представления о физиологических и патофизиологических процессах развития человека, современные подходы к диагностике, развитие медицинской генетики, новые методы терапии беременности, возникновение перинатальной медицины привели к обострению проблемы моральных оснований юридических границ между рожденным ребенком и зародышем. Все влиятельнее становится позиция, которая основывается на чувствах и эмоциях людей по отношению к нерожденному ребенку. Мы условно называем ее морально-интенциональным подходом к данной проблеме.
Морально-интенциональный подход связан с убеждением, что человеческая жизнь начинается до рождения. В России такой подход объясняется глубинной религиозностью народа и особенностями русского языка. Так, русское слово «беременность» берет свое начало от слова «бремя», которое означает «нести» и «сохранять». Беременная женщина «несет и сохраняет» уникальное существо, новую жизнь. Такая позиция связана с естественной и эмоциональной нравственностью людей. Отношение других людей к беременной женщине также носит «охранительный», бережный характер. Несмотря на то, что новая жизнь еще невидима (в течение первых месяцев), к ней уже есть отношение. Данный факт — это основание моральной субъектности человеческого эмбриона даже до его рождения. Моральность состояния беременности защищает новую человеческую жизнь. Основание существования человеческой жизни до рождения — это факты морального и всегда эмоционального отношения к ней. Моральная субъектность человеческой жизни до рождения особенно ясно обнаруживается фактом принятия решения о сохранении или лишении жизни человеческого существа.
Морально-интенциональный подход к проблеме статуса эмбриона выявляет то, что эмбрион человека является реальным субъектом моральной рефлексии. Он может быть подвергнут моральному или аморальному действию, он уже включен в моральные отношения. Морально-интенциональный подход к проблеме статуса эмбриона важен, потому что его разделяют многие люди, — этот подход поддерживают не только христиане или православные христиане, но и атеисты в том числе. Он лежит в основе широкой социальной поддержки, которая необходима для законодателей, для того чтобы изменять действующее законодательство.
Такой подход по своей сути — секулярная форма богословского подхода к проблеме, влияние которого усиливается в России. Важно отметить, что православный подход к статусу эмбриона разделяют сегодня и католики, хотя в римско-католическом богословии долгое время ранний аборт не рассматривался как убийство, так как начало жизни связывалось с моментом вселения души. В отличие от католицизма в Православии аборт был запрещен всегда в независимости от того, сформировался зародыш или нет, есть ли в нем душа или нет.
Эта точка зрения ясно отражена в словах св. Василия Великого: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за смертоубийство. Тонкого различения плода образовавшегося, или еще необразованного, у нас несть». В этом аспекте православная позиция отражает один из семи законов Ноя о запрещении кровопролития, практический смысл которого — категорическое запрещение убийств любого человека, включая аборты. Убийца считается потерявшим свой удел в этом мире и тем самым наносит вред Создателю, Который сотворил человека по Своему образу и подобию. Аборт запрещен так же, как и запрещено питье крови (Деян. 15:20, 28–29).
Св. Иоанн Златоуст пишет, что аборт «нечто хуже убийства», так как здесь «не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие» . Это важное отличие Православия от римско-католического богословия. Что может быть «хуже убийства»? Очевидно то, что приводит к убийству, что является его основанием. Это — нарушение «первой и наибольшей заповеди» (ср.: Мф. 22:38) — заповеди любви. Аборт — это нарушение заповеди любви, причем в самой ее человеческой глубинной сути — через убийство матерью своего дитя.