Искусственный аборт: давайте уточним термин
Определение понятия «искусственный аборт»
В современном общественно-по­литическом дискурсе, статисти­ке, медицинской и юридической практике искусственный аборт рассматривается в качестве синонима искус­ственного прерывания беременности.

Ущербность такого подхода призна­ется даже в общественном проекте «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на пе­риод до 2025 года»:

«Одной из причин массового распространения хирургических абортов является несовершенство законодательства об охране здоровья граждан. Согласно этому законодательству аборт не есть умышлен­ное умерщвление живого организма, умышленное "изгнание плода", а всего лишь медицинская процедура — прерывание беременности».

Этому способствуют привычные опре­деления аборта, изначально основанные на устаревших представлениях о нераз­рывной связи жизни зачатого ребенка до его рождения и беременности как физиологического состояния его матери. Подобные определения были оправдан­ы в XIX-м — первой половине XX в.
Искусственный аборт — искусственное прерывание жизни ребенка в период от ее возникновения при зачатии (оплодотворении) до рождения ребенка.
Ситуация в медицине изменилась коренным образом. В мире ежегодно производятся миллионы искусственных зачатий детей вне материнского лона посредством вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Навстречу ВРТ движется развитие неонатологии. Уже сейчас, по стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), живо­рожденными признаются дети с массой тела 500 г. В отдельных случаях успешно выхаживаются дети весом менее 300 г. Пока эта встреча ВРТ и неонатологии не произошла, вводится институт суррогатного материнства. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки, как это определено в российском законодательстве. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем появятся технологии полного цикла выращивания детей вне женского организма. В перспективе этими технологи­ями предполагается заменить естественную репродукцию человека, которая, наоборот, в наши дни искусственно подавляется. В том числе посредством широчайшего распространения так называемых современных внутриматочных и гормональных средств контрацепции. Действие этих средств, в числе прочего, вызывает гибель зачатых детей посред­ством препятствия их имплантации еще до того момента, как факт беременности может быть установлен стандартными диагностическими процедурами, основанными на выявлении гормональной реакции женского организма на прикрепление ребенка к стенке матки.

Исходя из сказанного, методически верным определением понятия «искус­ственный аборт» является следующее:

«Искусственный аборт (от лат. aborior — прекращать, прерывать) — искус­ственное прерывание жизни ребенка в период от ее возникновения при зачатии (оплодотворении) до рождения ребенка».

Из предлагаемого определения явствует, что искусственные аборты совершаются не только посредством хирур­гического или медикаментозного пре­рывания беременности, но и посредством абортивного действия внутриматочных и гормональных средств контрацепции, а также экстракорпорального прерывания жизни зачатых искусственным путем детей на эмбриональном этапе.

Наряду с классическими понятиями «медикаментозный, медицинский аборт» и «хирургиче­ский аборт» (прерывание беременности) необходимо вводить такие понятия, как «контрацептивные аборты» и «экстракорпоральные аборты».
Искусственные аборты в свете общественных наук
Искусственные медицинские аборты с точки зре­ния общественных наук продук­тивно рассматривать как совре­менную форму инфантицида. Вот как это понятие раскрывается в современном учебнике по социологии: «Инфантицидом (infanticide) называют умерщвление детей по экономическим, религиозным, политическим или социальным причинам. Инфантицид зародился в глубокой древности и существует до сих пор, вы­являя негативное отношение взрослых к детям и демонстрируя обесценивание человеческой жизни вообще. Экономическими причинами чаще всего являют­ся дефицит ресурсов, их катастрофиче­ская нехватка, например, материальная нужда семьи или голод в стране. К со­циальным причинам относят состояние здравоохранения, к религиозным — ри­туальное принесение детей в жертву богам и духам, к политическим — гено­цид и уничтожение детей завоевателями, покорившими ту или иную страну. В широком смысле его разновидностями выступают разрешение на аборты и ограничение рождаемости. Аборт при­нято называть также перинатальным (зародышевым, эмбриональным) убий­ством, т.е. умерщвлением ребенка до его рождения».

Введение в научный оборот представления об искусственных хирургических абортах как о перинатальном инфантициде позволяет преодолеть узкие рамки отношения к ним как к исключительно медицинской проблеме или проблеме прав женщин. Оно дает возможность выхода на полноценное изучение различных юридических, религиозно-мировоззренческих, исторических, политических, культурологических, экономических и прочих аспектов проблемы искусственных абортов в целях выработки действенных способов ее решения.
В.В. Потиха